Протоиерей Иоанн Богоявленский (Епископ Таллинский Исидор)

Родился в Новом Осколе Курской губернии в семье псаломщика. По примеру старшего брата, Дмитрия Яковлевича Богоявленского (1868 — 1940), будущего митрополита Виленского и Литовского, окончил Курскую духовную семинарию. Одновременно с братом Дмитрием учился в Духовной академии Петербурга. По окончании Академии в 1904 году был назначен воспитателем Александро-Невского духовного училища.В 1905 году рукоположен в священники. Служил в Гдове, Кронштадте. В 1912 году стал настоятелем Павловского собора в Гатчине. Был возведен в сан протоиерея. В 1915 году за труд «Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа» получил степень магистра богословия. В нашем городе о. Иоанн был заведующим церковно-приходской школой, председателем Гатчинского отделения Братства во имя Пресвятой Богородицы, преподавателем Учительской семинарии.В 1918 году советская власть начала гонения священников и верующих. В мае настоятель Павловского собора и благочинный гатчинских церквей протоиерей Иоанн Богоявленский был арестован и заключён в одиночную камеру петроградской тюрьмы «Кресты». Всё православное население города встало на его защиту. На собрании прихожан Павловского собора была принята резолюция протеста. Решено направить делегацию прихожан к председателю Петроградского ЧК М.С. Урицкому. Делегация из 56 человек приехала в Петроград и добилась встречи с ним.Три с половиной часа длились переговоры с Урицким. Удалось выяснить, что протоиерей Богоявленский был арестован Советом Гатчинской трудовой коммуны за отказ выдать расписку на банковский капитал в 140 тысяч рублей бывшего Гатчинского благотворительного общества при Павловском соборе.В результате переговоров Урицкий согласился временно освободить Богоявленского под личную ответственность и на поруки шести лиц из числа делегатов. Поручителями согласились быть: Антонов, Ивановский, Потехин, Тихомиров, Семёнов и Березин. Батюшку освобождали при условии, что на собрании всех гатчинских приходов, при участии о. Иоанна, будет решён вопрос о передаче дела о капиталах Гатчинского благотворительного общества на разрешение суда. В тот момент, когда оглашалось это решение Урицкого, в помещении, где шли переговоры, появился председатель Гатчинской коммуны Александр Михеевич Гаврилов, который начал протестовать против освобождения Богоявленского и уверять, что присутствие отца Иоанна в Гатчине будет угрожать общественному спокойствию.

Поручители дали подписку, что они ручаются за порядок на общем собрании гатчинских приходов, на котором будет присутствовать протоиерей Богоявленский, получивший разрешение на пребывание в Гатчине в течение дня. Богоявленского сразу же доставили на автомобиле из «Крестов» в здание бывшего Градоначальства, где проходили переговоры. Делегаты встретили его с радостью. Сразу направились они в Казанский собор, чтобы присутствовать при молебствии о. Богоявленского у мощей патриарха Гермогена. Жить в Гатчине Богоявленскому не разрешили.

Крест с частью Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского, сооруженный тщанием о.Иоанна в 1916 г.

  Позднее ему всё-таки удалось вернуться в Гатчину и вновь служить в Павловском соборе. 3 ноября 1919 года Богоявленский и его жена, Мария Николаевна, с отступающей армией генерала Юденича покинули Гатчину и вскоре оказались в Эстонии. В 1919 году эмигрировал в Эстонию, спасая святыни Гатчинского собора — Филермскую икону Божией Матери, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня. Впоследствии святыни были отправлены в Копенгаген к вдовствующей императрице Марии Федоровне. В Таллине о.Иоанн служил в Александро-Невском соборе, а после 1936 года в храме св. Симеона и Анны. В течение многих лет был благочинным, членом Нарвского епархиального совета и членом Синода ЭАПЦ. В этот период о.Иоанн преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений Таллина, активно участвовал в работе Русского Православного Студенческого Единения, возглавлял делегации из Эстонии на ряде съездов, руководил работой семинаров, С 1930 года редактировал выходивший в Эстонии журнал “Православный собеседник”.

По воспоминаниям современников о.Иоанн был большим молитвенником, часто оставался в храме после службы — молился. Он не любил ненужных споров и излишнего шума. Во время Великого поста прихожане часто приходили исповедываться к нему домой, тогда можно было спокойно поговорить, разрешить проблемы и получить ответы на вопросы.

В 1946 году вновь были открыты Ленинградские духовные семинария и академия. Указом Св. Патриарха Алексия I (Симанского) о. Иоанн Богоявленский, учитывая большой богословский и преподавательский опыт, был назначен ректором, но вскоре он овдовел и 12 июня 1947 года принял монашество с именем Исидор, в честь священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и Св.Синода архимандрит Исидор был назначен епископом Таллинским и Эстонским. Хиротония состоялась 22 июня 1947 года в Николо-Богоявленском соборе. Ее совершили Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и епископ Лужский Симеон (Бычков). “Добрый пастырь бдит над тем, чтобы никто не напал на его стадо, никто не обидел его овец. Стань и ты на защиту нищего, оскорбляемого, унывающего…”, — сказал Св. Патриарх Алексий I при вручении новопоставленному епископу Исидору архиерейского жезла.

Владыка Исидор все делал для упорядочения пастырского окормления приходов своей епархии после потрясений военного времени. Он был инициатором восстановительных работ в разрушенных храмах, не оставлял заботу о Пюхтицком монастыре, особо нуждавшемся тогда в помощи. Добился выплаты пенсий престарелым и больным священнослужителям за счет средств центрального пенсионного фонда церкви. “Продолжатель лучших пастырских и духовно-просветительских традиций, сделавший все возможное, дабы внести ощутимый вклад в возрождение жизни Русской Православной Церкви” — так написал о епископе Исидоре Святейший Патриарх Алексий II в своей книге “Православие в Эстонии”.

Скоропостижная смерть владыки наступила в результате кровоизлияния в мозг в середине дня 18 декабря 1949 года. Утром он занимался епархиальными делами, уехал домой отдыхать, а вечером собирался служить в Никольском храме в Таллине на ул. Вене. Через два часа после отъезда владыки из епархиального управления пришло сообщение о его кончине. Заупокойная литургия состоялась в Александро-Невском соборе 22 декабря. Проводить архипастыря в последний путь собрались многие клирики епархии, духовные чада владыки Исидора, многочисленные прихожане. Отпевание почившего совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). От имени епархии слово сказал председатель епархиального совета протоиерей Георгий Алексеев, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский. Погребен епископ Исидор на Александро-Невском кладбище в Таллине, рядом со своим предшественником по кафедре архиепископом Павлом (Дмитровским).

Виктор Васильев

————

¹ При подготовке статьи использованы материалы из книги Владислава Кислова «Багговутовская (К.Маркса) улица, часть II», с. 30-31, а также размещённые по адресу:  http://my.tele2.ee/tolga/bvm/m

Просмотры (87)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *