Очерки истории Павловского собора 1

165 лет Гатчинскому Павловскому кафедральному собору

I.

Императорский собор

Строитель Павловского собора — Император Николай I

15 июля 1845 года главноуправляющий дворцовыми правлениями Яков Васильевич Захаржевский получил от министра Императорского Двора князя Волконского бумагу следующего содержания: «Государь Император Высочайше повелеть изволил: 1.Сумму, какая потребуется для построения в Гатчине церкви на месте, которое Его Величество изволил уже назначить, внесть в общую смету на будущий 1846 год; 2. При составлении проекта сей церкви принять к руководству, чтобы она составляла середину между соборами в Царском Селе и в Петергофе, то есть была бы менее Царскосельского, но более Петергофского».

Так началась история главного храма Гатчины – собора во имя святого апостола Павла.

С 1844 года в Гатчине велись работы по перестройке и расширению Гатчинского дворца. Ими руководил талантливый  архитектор, профессор Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года служил  в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. В  это же время Кузьмину поручается и создание Павловского собора – одного из самых замечательных его творений.

Собор в начале XX-го века

Павловский собор – единственный в России храм, освящённый во имя апостола Павла. Объясняется это просто. Император Николай Первый хотел построить храм-памятник своему отцу — основателю Гатчины Императору Павлу Петровичу, матери – Императрице Марии Феодоровне и своим братьям и сестрам. Эта идея отразилась и в иконостасе, верхний ряд которого заняли 11 икон небесных покровителей членов семьи Императора Павла.

Император Павел I

На всех этапах строительства Император Николай Павлович лично следил за постройкой собора, устройством иконостаса и создания ризницы. В архивах хранятся даже образцы зелёной ткани с золотыми крестами, которая была утверждена для воскресного облачения священнослужителей собора. Видимо, поэтому и само здание храма традиционно окрашивается  в зеленый и желтый цвета. Купола по личному распоряжению Императора оставили не золочёными. Вся постройка, с иконостасом, кроме ризницы и церковной утвари, обошлась в 186 тысяч рублей.

Архитектор Р.И.Кузьмин

Первоначально иконостас планировалось изготовить из липы с последующей позолотой. Но поскольку иконы были писаны художником П.М. Шамшиным на золоте, то Роман Иванович Кузьмин обратился к Государю с просьбой об устройстве кипарисового иконостаса по образцу того, который художник видел в одном из древних курских монастырей. Дабы, как писал он Государю, золото икон не сливалось с золотом иконостаса. Просьба была уважена и иконостас изготовил из греческого кипариса резчик Скворцов.

Закладка храма прошла в присутствии Государя Императора 17 октября 1846 года, а освящение собора состоялось в присутсвии Великаго Князя Константина Николаевича 29 июня 1852 г. Оно было совершено митрополитом Новгородским и Санкт-Петрбургским Никанором.

По освящении собора, жители Гатчины, и в их числе, мещанин Никита Миронов, благодаря Государя за устройство собора, просили его, чтобы в соборе были помещены три величайшие святыни христианского мира, пренесенные в 1799 году из Мальты в Гатчину.

Это — Часть Древа Креста Господня, Десная рука Крестителя и Филермская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, которые находились тогда в церкви Зимнего дворца.

Не изъявив на это согласия, Государь разрешил однако совершать ежегодно, 12 октября (ст.ст.), крестный ход со святынями из гатчинской придворной церкви в собор. Эти святыни велено было привозить из Петербурга 11 октября в придворную гатчинскую церковь. Кроме того, Государь велел поставить в соборе копию с иконы Божией Матери Филермской. Святыни оставлялись в соборе до 22 октября (ст.ст.), то есть до того дня, в который по указу Святейшего Синода от 1799 г. было предписано совершать благодарственное Господу Богу моление, а к празднованию в честь иконы Божией Матери Казанской «прилагать празднование и св. Иоанну Крестителю Господню».

Более подробно мы расскажем о драматической судьбе святынь в других главках, а сейчас вернемся к первым годам существования собора св. апостола Павла.

Крест первого настоятеля

По освящении собора старшим священником к нему был определён Владимир Андреевич Славинский, сын петербургского протоиерея, кандидат петербургской духовной академии. Он прослужил в соборе почти сорок лет, вплоть до своей кончины в 1891 году, и был похоронен за алтарём собора. В храме сохраняется драгоценный крест с украшениями, подаренный доброму пастырю прихожанами в 1874 году в честь 25-летия его служения в священном сане.

Вторым священником был назначен Александр Яковлевич Снежницкий, прежде служивший законоучителем гатчинского сиротского института. Третьим – Дмитрий Фелицын, студент петербургской семинарии, сын дьячка кронштадтской церкви. На должности штатного дьякона состоял Иоанн Евдокимов.

В первые годы жизнь причта была неустроенной. Собор не был включён ни в ведение Министерства Двора, ни в епархиальное ведение. Поэтому значительное время причт не получал никакого жалования, о чём было сообщено генералу Фёдору Ивановичу фон Люце, который сообщал наверх о бедственном положении духовенства собора и хлопотал о назначении ему жалования. В результате собор поступил в епархиальное ведение и вопрос о денежном содержании был решен. Кроме основного жалования, клиру выплачивались также суммы на квартиру и дрова.

Дом причта Павловского собора

Но, поскольку священнослужители жили в плохих условиях на съёмных квартирах, настоятель священник Владимир Славинский стал хлопотать о покупке для причта хорошего каменного дома. По разрешению Синода у купца Попкова было куплено двужэтажное здание (№47 по Багговутовской улице), с подвальным этажом и флигелем. К 1863 году собор владел также прилегающими участками земли, которые выделило ему дворцовое правление, площадью более 1500 квадратных саженей. Национализированное после 1917 года здание использовалось советской властью под различные нужды. Но историческая справедливость восторжествовала, и теперь оно вновь возвращено законному владельцу  в лице Гатчинской епархии Русской Православной Церкви.

Виктор Васильев

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *