Праздник Успения Божией Матери — 28 августа

ИконаПосле Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном.

Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ею ап. Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких.

Ее родственник ап. Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях «братом Господним»), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и ее похороны прошли достойным образом.

К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

Икона Успения Божией Матери Псково-Печерская

Икона Успения Божией Матери Псково-Печерская

Наконец наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы, а верх храмины стал прозрачным. И тут в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Апостолы, глядя на это восхождение на небо души Пречистой Богоматери, долго следили глазами за этим, подобно тому, как они в свое время следили за Божественным вознесением Спасителя с Елеонской горы. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений (припев к Задостойнику) воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные торжественным погребением и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Того, Кого они отвергли и распяли, донесли о всем происходящем иудейским начальникам. Последние, пылая злобой ко всему, напоминавшему им Иисуса Христа, послали слуг и воинов для того, чтобы разогнать это шествие, а тело Богоматери подвергнуть поруганию. Пришедшие слуги и воины, совместно с негодными людьми из городской черни, бросились на погребальное шествие христиан. Но тут совершилось неожиданное чудо: облачный венец, парящий над телом Богоматери, опустился к земле и как бы стеной оградил погребальное шествие. Тем не менее, один из иудейских священников, по имени Афоний, воскликнув: «Вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорявшего закон наших отцов,» — бросился к одру Богоматери с целью опрокинуть его. Но как только он коснулся одра, Ангел невещественным мечом отсек ему обе руки. В ужасе Афоний упал на землю, вопя: «Горе мне! Горе мне!»

Тогда апостол Петр, остановив шествие, сказал ему: «Афоний! Ты получил то, что заслужил. Убедись же теперь, что Господь есть Бог Мститель, Который не медлит.» Увидев же отчаяние на лице Афония, он добавил: «Твоих ран мы исцелить не можем, разве соизволит на это Господь наш Иисус Христос, против Которого вы восстали и убили! Но и Он не исцелит тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия-Христос, Сын Божий.»

Афоний, видя во всем случившемся действие Самого Бога, воскликнул: «Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира Христос!»

Святые апостолы, услышав эту всенародную исповедь и видя искреннее раскаяние Афония, возрадовались о его обращению к вере. Тогда ап. Петр повелел ему обратиться к Пресвятой Деве с молитвой о прощении, после чего приложить края рук к их отсеченным частям. Как только Афоний сделал это, его руки срослись. Лишь тонкий шрам на месте отсечения напоминал о случившемся. Потом, преисполненный чувством благодарности, он повергся перед одром Пречистой и громогласно стал благодарить Ее. Присоединившись к погребальному шествию, он следовал за ним, воспевая хвалебные гимны.

Плащаница

Святая Плащаница

Во время погребения многие, страдавшие различными болезнями прикасались к одру Богоматери и получали исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, все остановились и начали прощаться с телом Богоматери. Уже наступил поздний вечер, когда апостолы смогли положить тело Богоматери в пещере-усыпальнице, закрыв вход в нее большим камнем.

В числе собравшихся апостолов не оказалось одного из них, а именно апостола Фомы. Явившись на дня три позже в Иерусалим, он отправился в Гефсиманию, чтобы хотя бы с запозданием попращаться с телом Пречистой. Апостолы, пришедшие с ним к пещере, сжалились над ним и отвалили камень от входа, чтобы ап. Фома мог поклониться святым останкам. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они решили, что, наверно, Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Ап. Фома и другие апостолы, облобызав оставшуюся во гробе плащаницу, молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богоматери.

По воскресении Спасителя апостолы имели обычай во время трапезы оставлять одно место за столом свободным и перед ним полагали хлеб в честь Воскресшего Господа, а после трапезы, встав и молясь, возносили этот хлеб, называемый Господней частью, взывая: «Велико имя Святой Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам.» Когда же на третий день после успения Богородицы апостолы стали возносить хлеб во имя Христово и едва успели произнести: «Велико имя…,» внезапно Пресвятая Богородица явилась на воздухе «с облаком и светозарными Ангелами, предстоящими Ей,» говоря: «Радуйтесь, яко с вами есть вся дни.» В ответ на это Апостолы воззвали: «Пресвятая Богородице, помогай нам.» После этого чудесного события Апостолы стали совершать возношение в честь явления им Пресвятой Богородицы и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед трапезой, во имя Господа, а другую — после трапезы — во имя Богородицы. Это возношение известно под именем возношения панагии.

Ласково глядя на них, Она сказала: «Радуйтесь! Отныне Я всегда буду с вами!» Обрадованные Ее обещанием, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Исчезновение Ее тела и последующее Ее явление апостолам привело их к мысли, что Богоматерь была воскрешена в третий день Своим Сыном Господом Иисусом Христом и вознесена с Пречистым телом в небесную славу. Так, по выражению церковного песнопения, гроб Богоматери стал «лествицею к небеси.»

Все чудесные события, сопровождавшие Успение Богоматери, в том числе и ее воскресение и вознесение на Небо, св. Дамаскин возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове на этот праздник он говорит, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов Халкидонского 4-го Вселенского собора сообщить им сведения относительно честного Успения Приснодевы. Церковь, веруя, что тело Богородицы было взято на небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство, со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое.»

Тропарь

Церковно-славянский текст Русский перевод
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Ты, Богородица, при рождении (Христа) сохранила девство, и по преставлении (успении) Своем не оставила мира: будучи Матерью Жизни (т.е. Христа), Ты переселилась к (вечной) жизни и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти.

Кондак

Церковно-славянский текст Русский перевод
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Неутомимую в молитвах Богородицу и в ходатайствах непоколебимую надежду не в силах были удержать в своей власти гроб и смерть: ибо Обитавший в приснодевственной утробе Ее (Христос), как Матерь жизни, преставил (переселил) к жизни (вечной).

Не безынтересно знать также, сколько же было лет земной жизни Богоматери. Некоторые отцы Церкви утверждают, что Она дожила до глубокой старости. Церковные историки Епифаний, (монах 10-го века, составивший житие Пресв. Богородицы на основании древнейших преданий), Георгий Кедрин, (монах 2-го века, составивший хронику от сотворения мира до 1059-го года) считают, что Богоматерь жила 72 года.

Это предположение основывается на следующих данных. При погребении Богоматери в числе других присутствовал и св. Дионисий Ареопагит, еп. Афинский. А он был обращен ко Христу ап. Павлом в 52-м году по Р.Хр. Приблизительно три года он сопровождал ап. Павла. Затем поехал в Иерусалим, имея желание повидаться с Богоматерью. После этого ап. Павел поставил его еп. Афинским и он мог прибыть в Иерусалим к погребению Богоматери только в 57 году по Р. Х. А так как Спаситель родился, когда Деве Марии было 15 лет, то, следовательно, количество лет земной жизни Богоматери приблизительно 72. Такой Ее возраст подтверждает и известный профессор Порфирий в изысканиях древнейших Афонских рукописей.

Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства и в 4-м веке является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и особенно из того, что он упоминается во всех древних календарях. В 5-м веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в 8 веке — два канона, приписываемые Козьме Святоградцу и Иоанну Дамаскину. Первоначально праздник праздновался 18 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено по воле императора Маврикия (с 582го года). Пост в честь Богоматери был установлен в 12-м веке на Константинопольском соборе, при патриархе Луке с 1-го по 15-ое августа, а сам праздник Успения продолжается 9 дней.

Императрица св. Пульхерия, жена Маврикиана, положила погребальные пелены Богоматери в выстроенном ею великолепном Влахернском храме в Константинополе. Пояс же Богоматери она положила в Халкопратейском храме, тоже находившемся в Константинополе. В храме же Одигитрии св. Пульхерия поставила образ Богоматери, написаный, по преданию, св. Апостолом Лукой.

Церковь прославляет Богоматерь, как Честнейшую херувимов и без сравнения Славнейшую серафимов, Которая ныне, как Царица, предстала одесную Сына и, приняв под Свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него ко благосердию Владыки. Вместе с тем, событием успения Богоматери Церковь учит нас тому, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а только переходом от земли на небо, от тления — к вечному бессмертию. К этой основной цели с 4-го века присоединяется и другая — обличить заблуждение еретиков, которые отрицали человеческую природу Пресвятой Девы и утверждали поэтому, что о смерти Богоматери не может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков 6-го века.

Кончину Богоматери св. Церковь называет «успением,» а не смертью, так как смерть, как разрушение тела, не коснулась Ее. Она лишь «уснула,» чтобы тут же пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное жилище. В песнопениях этого дня Церковь призывает верующих радоваться, внушая, что в дивной кончине Богоматери, к утешению всех, явилась с особым торжеством сила Господа, Который смертью Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной; ибо Пресвятая Богородица «как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нее, как от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу.» Кроме того, мы должны радоваться, что Пресвятая Дева после Своих жесточайших скорбей и страданий на земле получила в горнем мире награду за Свои добродетели. Этим нам указывается на новое значение смерти, данное Воскресшим от гроба: будучи доселе наказанием за грех, смерть сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой подвигов, совершаемых в жизни (Ап. 14:13).

Мы должны радоваться, что Пресвятая Дева там, на небеси, всем Своим существом предстала Престолу Живоначальной Троицы. Здесь, на земле, смиренная, она явилась на небе без сравнения честнейшую херувимов, славнейшею серафимов, светлейшею всех праведников, не только рабою Господнею, но и Царицей неба и земли, Владычицей горних сил и людей, преисполненной всех божественных даров, морем благодати, источником всех даров душевных и телесных, всех скорбящих радостью, обидимых Заступницей, алчущих Питательницею, для больных посещением, утешением и покровом для немощных, жезлом старости, для вдов и сирых заступлением… Матери Своей, когда Она станет просить Господа, Он ни в чем отказать не может. Она есть единственная надежда грешных, прибежище отчаянных, ходатайница Творцу непреложное, скорое заступление, мирови прибежище, милости источник, дверь милосердия Божия. Загляните в историю Церкви, историю нашего отечества, обойдите храмы Ее имени, перечтите Ее чудотворные иконы, пройдите весь мир — везде встретите бесчисленное множество доказательств Ее могущества и безмерного милосердия. Оттого-то в Православной Церкви нет богослужения или молитв, где бы Церковь не подкрепляла своих прошений именем и молитвами ко Пресвятой Владычице нашей Богородице, где бы не благодарила, не превозносила песнями взбранную Воеводу, нашу усердную Заступницу и Матерь благоутробную, Приснодеву Марию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *