Государь Император Павел I

Paul_i_russiaПожалуй, память ни одного из русских императоров не была подвергнута столь чудовищной и систематической клевете, как память основателя нашего города, человека поистине величайших дарований, сумевшего так много сделать для России всего за четыре года своего царствования.

«Отрывочные и темные слухи, — писал Владислав Ходасевич, — проникавшие в общество, принимались на веру без всякой проверки и укоренялись… Он осужден своими убийцами. Осуждая его, они оправдывали себя… Историческая наука XIX-го столетия согласилась с судом убийц».

В начале XX-го века началась переоценка личности и деятельности Императора Павла. Но революция прервала этот процесс, и вновь, уже в советскую пору, Императора Павла историки, писатели и кинематографисты стали представлять в качестве безумного деспота, его царствование как фантасмагорию, а его убийство — как подвиг и благодеяние. Может быть, хотя бы в нынешнем веке восторжествует, наконец, справедливость и сбудутся слова Государя-мученика Павла: «Надеюсь, потомство отнесется ко мне безпристрастнее».

 

Государь Император Павел Первый родился 20 сентября (ст. ст.) 1754 года. Он был сыном великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущих Петра III и Екатерины II. Долгое время Павел Петрович был отлучен от власти своей матерью и вступил на престол уже в зрелом возрасте.В бытность свою великим князем, Император Павел испытал немало трудностей и опасностей, потому что его личность всегда находилась в центре борьбы за власть могущественных политических группировок. Однажды великий князь (ок. 1788 г.) подвергся отравлению, но медики
orre-platon

Митрополит Платон (Левшин)

спасли его. Тем не менее, отравление сказалось на здоровье Павла Петровича и стало причиной приступов раздражительности и гнева.Ставка масонов на Павла I как на проводника и защитника своих интересов, в дальнейшем окажется безрезультатной. Французская революция покажет то, какую великую опасность для христианского государства они представляют.
Воспитанный в детстве своей боголюбивой бабкой Императрицей Елисаветой в русских православных традициях, Имп. Павел Петрович был глубоко верующим человеком. Духовным наставником великого князя в юности был архимандрит, а впоследствии митрополит Платон, общение с которым наложило неизгладимый отпечаток на духовно-нравственый облик наследника Русского престола.

Современники вспоминали о его подлинном благочестии и высоком молитвенном настрое. Нередко Павел Петрович проводил в слезных молитвах ночи. В его любимой резиденции — Гатчинском дворце сохранялся коврик, на котором он молился и который был протерт его коленями. Вступив на престол в возрасте уже 42-х лет, он долгие годы наблюдал развращение нравов и падение дисциплины, царившие при дворе имп. Екатерины, а также в армии, и в его душе созрела решимость покончить с этими явлениями. Император Павел долгие годы тщательно готовился к государственной деятельности: им было подготовлены многочисленные и весьма важные законы Государства Российского, реформы в различных областях государственной жизни, направленные на наведение порядка, наказание взяточников и расхитителей, лишение дворян их былых привелегий, укреплению армии и увеличение роли Церкви, а также по облегчению жизни простых людей, в особенности, — крепостных крестьян.

Указ о трехдневной барщине

Указ о трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика, и о непринуждении к работе в дни воскресные

Ларец для грамот Императора Павла I

Ларец для грамот Императора Павла I

Такие резкие и нелицеприятные шаги вызвали озлобление среди развращенной знати и части высокопоставленых армейских чинов. В великосветской среде стали распространяться слухи о ненормальности Императора, а его приказания стали выполняться так, что становились карикатурой на подлинные цели и устремления Императора Павла. К сожалению, миф о ненормальности этого талантливейшего и чистейшего человека, запущенный с подачи его лютых врагов и убийц продолжал и продолжает распространяться в различных источниках. В этом и не только в этом можно провести параллель междуИмператором Павлом и ныне канонизированным Русской Православной Церковью

Государем-мучеником Николаем II-м.

Короткое царствование Павла Петровича ознаменовалось многочисленными и важнейшими переменами в жизни страны. Их было сделано больше, чем за ряд других царствований, а польза от них была несомненна.Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в силе до самой революции.Он был оглашен в день коронации Государя и положил начало легитимному принципу перехода государственной власти.

Первым своим манифестом, Император Павел сократил крестьянский труд на помещиков («барщину») до трех дней в неделю, то есть наполовину. В воскресный день, как день Господень, было запрещено принуждать крестьян к работам.Многократно осмеянная «гатчинская муштра» была на самом деле серьезной подготовкой к военной реформе, которая прошла быстро и успешно: были построены казармы для войск, обмундирование и довольствие стало великолепным, дисциплина восстановилась.

Знак Ордена св. Иоанна Иерусалимского

Знак Ордена св. Иоанна Иерусалимского

Кровавая Французская революция, которую по-прежнему «прогрессивное человечество» глумливо именует «великой», поставила перед Государем задачу создания духовно-государственного, а также военного заслона тлетворному распостранению беззакония и атеизма. Павел Петрович принял гроссмейстерство над Мальтийским Орденом, который хотел сделать надконфессиональным и надгосударственным объединением христиан в борьбе с «французской заразой», причем русские кавалеры оставались православными. И наверное, никогда католики не были так близки к воссоединению с

Убиенный Император Павел на смертном одре

Убиенный Император Павел на смертном одре

Православием, как во время царствования этого Императора. Мальтийский Орден, носивший название Иоанна Иерусалимского, вопреки досужим вымыслам, никогда не был масонским. Не был он и в строгом смысле католическим, поскольку сохранял свою суверенность, то есть не подчинялся папе Римскому. Рыцари-иоанниты всегда соперничали с Орденом тамплиеров. Исторический путь обоих Орденов совершенно различен. Тамплиеры постепенно превратились в богоборцев, а мальтийцы, напротив, всегда оставались преданными Христу. После изгнания рыцарей с Мальты Наполеоном, они нашли прибежище в России. Святыни Ордена, в числе которых были: Чудотворная Икона Божией

Матери «Одигитрия Филермская», по преданию написанная св. евангелистом Лукой; часть Животворящего Креста Господня и десная рука Иоанна Крестителя, — были тогда вручены Имп. Павлу и оставались в России до 1919 года, получив также наименование «Гатчинских святынь» в память их первого пренесения в наш город и последующего ежегодного празднования им.
Памятник Павлу I на плацу перед Гатчинским дворцом. 1900-е гг.

Памятник Павлу I на плацу перед Гатчинским дворцом. 1900-е гг.

Павел I подтвердил указ Екатерины II о запрещении масонства.

В союзе с Австрией, вел войну против зараженной революцией Франции и содействовал освобождению Италии. Адмирал Ушаков успешно руководил победоносным русским флотом в Средиземном море.
6 мая 1800 Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. Но из-за измены австрийцев война против Франции окончательного успеха не имела. Когда Император Павел увидел предательство европейских союзников и тонко почувствовал новые консервативные тенденции в политике Наполеона, он дальновидно пошел на стратегический союз с недавним врагом, направленный против Англии и ее диктата.
Этот шаг стал для Императора роковым. Используя английское золото, масоны — петербургский генерал-губернатор Пален, братья Зубовы, кн. Голицын, Депрерадович, Мансуров и др. — составили заговор, и 11 марта 1801 Император Павел был зверски убит в своей спальне в Михайловском замке, построенном на месте Летнего дворца Императрицы Елисаветы, в котором он родился.
Во дни жизни Имп. Павла Петровича прославилось множество чудотворных икон Божией Матери, количество монастырей (при царе Михаиле Феодоровиче их было свыше 1000), сократившееся к царствованию Имп. Екатерины Великой до 385, теперь снова увеличилось и дошло до 452.
Улучшилось материальное положение духовенства, для него были введены наперсные кресты, наградные камилавки и митры. Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был увеличен вдвое, но всякие «подарки» новокрестившимся были отменены.
Старообрядцам было разрешено иметь свои церкви и совершать службы по дониконовским книгам, было установлено единоверие и тем положено начало заживлению глубокой раны церковного раскола. Сам Император встречался с единоверцами и молился вместе с ними.

Гробница Императора Павла Петровича в Петропавловском соборе

Краткое царствование Императора Павла Первого нельзя не признать явлением выдающимся по тем результатам, которое оно принесло, а еще больше — по тем положительным тенденциям в жизни Русского государства, которым оно дало толчок. И можно только пожалеть о том, что царствование это было столь кратким…
В начале XX-го века почитание памяти Императора Павла настолько усилилось, количество чудес, происходивших после служения панихид на могиле Императора в Петропавловском соборе стало столь многочисленным, что причт собора завёл специальную тетрадь. В ней были зафиксированы и подтверждены подписями очевидцев более трехсот чудес. Только революция помешала процессу канонизации царственного мученика Императора Павла, убитого по наущению врагов России.
Виктор Васильев

Из писем Цесаревича Павла Петровича к митрополиту Платону

(бывшему Его наставнику в Законе Божием)

Личная орденская Библия Императора Павла Петровича

Личная орденская Библия Императора Павла Петровича

• По истине нет ни утешения, ни подкрепления иного, кроме того. которого ищем мы в Боге. (1 декабря 1785 г.)

• Нет изречений, довольных благодарности моей пред Богом, и силы мои слабы заслужить Его милости. (5 февраля 1786 г.) (Русский Архив, 1887, ч. 2, стр. 42 и 43). Еще в 1776 году после смерти своей первой жены — великой княгини Натальи Алексеевны Павел писал своему бывшему законоучителю архиепископу Платону:

• «Увещание ваше продолжать хранить в непорочности сердце мне свое и призывать во всех делах моих помощь небесную принимаю с благодарностью и на сие скажу вам, что то, что подкрепляло меня в известные вам столь тяжкие для меня минуты, то всегда во всех путях моих служит светом, покровом и подкреплением. Сие на Бога упование отняв, истинно немного причин будем мы все иметь, для чего в свете жить».

 

Современники об Императоре Павле

• “Душа его, — пишет в своих “Записках” графиня В. Н. Головина, — была прекрасна и исполнена добродетелей, и, когда они брали верх, дела его были достойны почтения и восхищения. Надо отдать ему справедливость: Павел был единственный Государь, искренно желавший восстановить престолы, потрясенные революцией; он один также полагал, что законность должна быть основанием порядка”.

• Его современник И. В. Лопухин, высоконравственный и в высшей степени добросовестный человек, когда он говорит в своих “Записках”: “Я уверен, что при редком Государе больше, чем при Павле Первом, можно было бы сделать добра для государства, если бы окружавшие его руководствовались усердием к отечеству, а не видами собственной корысти”.

• Шведский посланник Стединг, посылал в эту же эпоху своему королю депеши, полные похвал Императору Павлу. “Император имеет много достоинств и держит себя чрезвычайно непринужденно; в поступках его проявляются справедливость и доброжелательство. Трудолюбие Монарха поразительно и влияет на других, заставляя их следовать его примеру. На первых порах восстановление дисциплины среди распустившихся чиновников кажется чрезвычайно благодетельным”. А позднее тот же Стединг писал: “Хотя Император своею строгостью и внезапностью своих наказаний соз-ал недовольных, зато он привлек к себе сердца многих подданных своею щедростью и любовью к порядку и справедливости. Внушая всем страх, он тем самым защищает народ от несправедливостей, под бременем которых он изнывал раньше”.

• В.О. Ключевский писал: “Собрав все анекдоты, подумаешь, что все это какая-то пестрая и довольно бессвязная сказка; между тем, в основе правительственной политики (Имп. Павла) внешней и внутренней, лежали серьезные помыслы и начала, заслуживающие наше полное сочувствие”.И дальше, Ключевский дает следующую, совершенно верную историческую оценку замыслов Павла I.“Павел был первый противодворянский царь этой эпохи (…), а господство дворянства и господство, основанное на несправедливости, было больным местом русского общежития во вторую половину века. Чувство порядка, дисциплины, равенства было руководящим побуждением деятельности Императора, борьба с сословными привилегиями — его главной целью”.

• Многие из знавших близко Павла I лиц, единодушно отмечают рыцарские черты его характера. Княгиня Ливен утверждает, что: “В основе его характера лежало величие и благородство — великодушный враг, чудный друг, он умел прощать с величием, а свою вину или несправедливость исправлял с большой искренностью”.

В мемуарах А. Н. Вельяминова-Зернова, мы встречаем такую характеристику нравственного облика Павла Первого:

• “Павел был по природе великодушен, открыт и благороден; он помнил прежние связи, желал иметь друзей и хотел любить правду, но не умел выдерживать этой роли. Должно признаться, что эта роль чрезвычайно трудна. Почти всегда под видом правды говорят царям резкую ложь, потому что она каким-нибудь косвенным образом выгодна тому, кто ее сказал”. • “Павел, — как свидетельствует в своих воспоминаниях Саблуков, — знал в совершенстве языки: славянский, русский, французский, немецкий, имел некоторые сведения в латинском, был хорошо знаком с историей и математикой; говорил и писал весьма свободно и правильно на упомянутых языках”.

Княгиня Ливен в своих воспоминаниях характеризует Павла следующим образом:

• “ …Он обладал литературной начитанностью и умом бойким и открытым, склонным был к шутке и веселию, любил искусство; французский язык знал в совершенстве, любил Францию, а нравы и вкусы этой страны воспринимал в свои привычки. Разговор он вел скачками, но всегда с непрестанным оживлением. Он знал толк в изощренных и деликатных оборотах речи. Его шутка никогда не носила дурного вкуса и трудно представить себе что-либо более изящное, чем короткие милостивые слова, с которыми он обращался к окружающим в минуты благодушия. Я говорю это по опыту, потому что мне не раз, до и после замужества, приходилось соприкасаться с Императором”.

Саблуков утверждает:

• “В своем рассказе я изобразил Павла человеком глубоко-религиозным, исполненным истинного благочестия и страха Божия. И, действительно, это был человек в душе вполне доброжелательный, великодушный, готовый прощать обиды и сознаваться в своих ошибках. Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и беспощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же лихоимство и взяточничество”Нет сомнения, что в основе характера Императора Павла лежало истинное великодушие и благородство и, несмотря на то, что он был ревнив к власти, он презирал тех, кто раболепно подчинялся его воле, в ущерб правде и справедливости и, наоборот, уважал людей, которые бесстрашно противились вспышкам его гнева, чтобы защитить невинного”.“Павел I всегда рад был слышать истину, для которой слух его всегда был открыт, а вместе с нею он готов был уважать и выслушивать то лицо, от которого он ее слышал”. Несмотря на свою требовательность, несмотря на строгие меры, применяемые к нарушителям порядка и дисциплины, Павел был очень снисходителен и легко прощал тех, кто раскаивался в совершенных дурных поступках.

• Прусский посланник Сольс, знавший Павла, когда он был молодым, писал, что у него душа “превосходнейшая, самая честная и возвышенная, и вместе с тем самая чистая и невинная, которая знает зло только с отталкивающей его стороны, и вообще сведуща о дурном лишь насколько это нужно, чтобы вооружиться решимостью самому избегать его и не одобрять его в других. Одним словом, невозможно довольно сказать в похвалу Великому Князю”.Княгиня Ливен в своих воспоминаниях характеризует Павла следующим образом:“Хотя фигура его была обделена грациею, он далеко не был лишен достоинства, обладал прекрасными манерами и был очень вежлив с женщинами.…Он обладал литературной начитанностью и умом бойким и открытым, склонным был к шутке и веселию, любил искусство; французский язык знал в совершенстве, любил Францию, а нравы и вкусы этой страны воспринимал в свои привычки. Разговор он вел скачками, но всегда с непрестанным оживлением. Он знал толк в изощренных и деликатных оборотах речи. Его шутка никогда не носила дурного вкуса и трудно представить себе что-либо более изящное, чем короткие милостивые слова, с которыми он обращался к окружающим в минуты благодушия. Я говорю это по опыту, потому что мне не раз, до и после замужества, приходилось соприкасаться с Императором”.

• “Краткое царствование Павла I, — пишет в своих воспоминаниях современник Павла I де Санглен, — замечательное тем, что он сорвал маску со всего прежнего фантасмагорического мира, произвел на свет новые идеи и новые представления. С величайшими познаниями, строгою справедливостью, Павел был рыцарем времен протекших”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *