Десница Крестителя. Иордан

Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг.

Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг.

Среди всех рек мира нет для христиан более священной реки, чем река Иордан. Сюда пришел принять крещение от Предтечи Сам Господь.

Река Иордан

Река Иордан

Теплые воды иорданские берут свое начало от таяния вечных снегов Ливанских гор. У древних приделов “колена Данова” в Ливане есть небольшой ручей (недаром имя Дана слышится в названии Иордана). Второй приток Иордана берет начало у пределов города Кесарии Филипповой (Мф. 16, 13). Принимая попутно по своему течению в себя много других горных потоков, этот приток вместе с первым впадает в Самохонитское озеро (Мером). Из этого озера Иордан вытекает уже пенистой рекой наподобие горных кавказских рек. Через 15 верст он впадает в Галилейское или Тивериадское море, на котором апостолы Христовы были рыбаками до призвания на служение. На этом море Спаситель запрещал ветрам и водворял тишину среди бури. Из Галилейского моря Иордан вытекает быстрой полноводной рекой и течет по долине Иорданской среди неувядающей зелени трав, цветов, олеандров, пальм и других деревьев и впадает в неподвижные соленые воды Мертвого моря. С Иорданской долиной связано много библейских событий. Реку Иордан переходил родоначальник 12 колен еврейского народа — патриарх Иаков. Через Иордан чудесно перевел весь сонм еврейского народа Иисус Навин (1. Нав. 3, 15). За Иорданом укрывался царь Давид, уходя от преследования своего сына Авессалома (2 Цар. 17, 22). По слову пророка Божия Елисея, Нееман Сирианин, омывшись в Иордане 7 раз, получил исцеление от тяжкой проказы (4 Цар. 5, 10). И наконец, через эту долину проходил Сам Спаситель мiра, когда из Галилеи совершал Свой путь в Иерусалим не по прямой дороге через враждебную Самарию, а кружной дорогой по-за Иорданской стране. Этим путем шествовал Христос Господь и в третью Пасху на вольные Свои страдания на вершине Голгофы. Именно там, в долине Иорданской две тысячи лет назад людям была впервые открыта тайна Святой Троицы. Произошло это, когда Спаситель принимал крещение от Иоанна Предтечи в быстрых и теплых водах Иордана. Вспомним, как происходило это величайшее событие.

Икона Иоанна Крестителя

Византийская икона Иоанна Крестителя

…Иоанн Предтеча родился в семье праведных Захарии и Елизаветы, которые, дожив до старости, не имели детей. Неплодие считалось в Иудее знаком гнева Божия и наказанием за грехи. Захария был священником при храме Иерусалимском, и вот, однажды, когда он исправлял свою череду служения во храме, явился ему ангел и объявил, что жена его вскоре родит сына. Усомнившийся в пророчестве священник был наказан немотой. Родившегося по обетованию младенца хотели назвать в честь отца Захарией, но когда обратились к отцу, тот знаками потребовал письменные принадлежности и начертал: “Иоанн будет имя ему”, после чего чудесно разрешился от немоты. С юных лет Иоанн посвятил себя служению Богу. Он удалился в пустыню, где вел строгую подвижническую жизнь, был девственником, никогда не пил вина, питался акридами (вид саранчи) и диким медом. Одевался он в одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Окрепнув духовно среди подвигов и искушений, вдали от людей и мирской суеты, Иоанн, по внушению Божию, стал проповедовать покаяние народу иудейскому и приближение царства Христова. “Покайтеся, приблизилось царствие небесное, — взывал он,- сотворите плоды достойные покаяния”. Возвещение грядущего царства Мессии-Христа привлекало многих иудеев, ждавших его наступления. Кроме того, человек столь высокой жизни являл собой противоположность современным ему фарисеям, которых называл за лицемерие “порожденьями ехидниными”.

Множество народа приходило, чтобы послушать проповедь Иоанна и принять крещение с исповеданием грехов. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве…”. Проповедь Иоанна Крестителя и его свидетельство о Господе Иисусе Христе отмечают все четыре Евангелиста. О времени выхода на общественное служение Иоанна Крестителя, а вместе с тем о выходе на общественное служение Самого Господа, Св. Ев. Лука говорит, что произошли эти два события “в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее” (Лк. 3, 1-2). Это указание дало возможность ученым достаточно точно определить дату (779 г. по римскому календарю). В этот год Господу, по наиболее вероятному предположению, исполнилось как раз 30 лет, то есть он достиг возраста, требуемого для учителя веры.

Евангелисты Матфей (3,3), Марк (1,3) и Лука (3,4) называют Иоанна “гласом вопиющего в пустыне”. Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его уничижения и скоро явится слава Господня и “узрит всякая плоть спасение Божие” (40,3). Как в свое время исполнилось пророчество пророка Исаии, и 42000 иудеев возвратились из Вавилонского плена в свое отечество, так и на берегах Иорданских сбылось пророчество Иоанна Предтечи. В один из дней пришел креститься к Иоанну Сам Спаситель мiра. И день этот был отмечен великими чудесами и знамениями.

Обратимся снова к Евангельскому повествованию и попробуем восстановить события того дня.

Крещение. Церковь Успения Богоматери. Дафни. XI век

Крещение. Церковь Успения Богоматери. Дафни. XI век

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857

“Тогда приходит Иисус от Галилеи” — говорит св. Марк, показывая, что Спаситель пришел на Иордан из Назарета Галилейского, т.е. города, где он жил со Своей Матерью и св. Иосифом. Иоанн, который был великим пророком и духовидцем, сразу увидел, Кто приближается к нему. Согласно св. Матфею, Иоанн удерживал Спасителя и говорил: “Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?”. Св. Иоанн говорит, что Предтеча не знал Спасителя до того момента, как Дух Святой не опустился на Него в виде голубя. Так оно, по всей видимости, и было: Иоанн сначала увидел в силу своей прозорливости духовную мощь и величие Приближавшегося к нему, а когда увидел Духа Божия, сходящего на Господа Иисуса, то полностью уверился в том, что перед ним – Спаситель и Сын Божий.

На возражения Иоанна Господь ответил: “Так подобает нам исполнить всякую правду”. Безгрешный Спаситель не нуждался в исповедании грехов, но принимая крещение, он тем самым показывал людям пример необходимости выполнения всех Божиих установлений и, прежде всего, покаяния и исправления жизни по заповедям.

Когда Спаситель вышел из воды, как передает Св. Лука, Он молился. И вот — после (или даже во время) этой молитвы “отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” Духа Божия в виде голубя видели и Иоанн Предтеча, и Сам крещаемый, и множество народа, бывшего тогда на Иордане. Все также слышали и голос Отца Небесного, Который прозвучал при схождении Духа. В этом и было самое главное: в простом и неведомом никому Иисусе из Назарета мiру был явлен Богочеловек Христос, Мессия, о котором говорили все пророки иудейские. Вместе с тем была открыта и тайна Святой Троицы, ведь кроме Сына Божия явили Себя Бог — Отец, и Бог — Дух Святый. Поэтому и праздник Крещения называется также праздником Богоявления Господня.

Передняя часть честной главы пророка Иоанна Предтечи. После захвата крестоносцами Константинополя хранится в соборе notre Dame d'Amiens на севере Франции

Передняя часть честной главы пророка Иоанна Предтечи. После захвата крестоносцами Константинополя хранится в соборе notre Dame d’Amiens на севере Франции

С этого великого дня началось общественное служение Господа Иисуса Христа, сопровождаемое неисчислимыми чудесами, в которых было явлено Его Божественное достоинство, потому что ни один человек не явил стольких знамений и чудес, сколько свершил за краткие три с половиной года Своего служения на земле Господь.

Иоанн же Предтеча претерпел вскоре злую смерть от царя Ирода за обличение беззаконной связи того с Иродиадой, сестрой его брата. Усекновение его честной главы было как бы прообразовательным и указывало на скорую мученическую кончину на кресте Господа Иисуса от рук грешников. Честная глава Предтечи, поданная, согласно Евангелию, дочери Иродиады на блюде, была с честью сохраняема христианами как великая святыня и тщательно укрывалась от богоборцев. Св. Церковь празднует ее троекратное обретение.

Спасение от гонителя

Что же касается честных мощей святого и в частности руки, которая крестила Спасителя, то у них своя судьба. О начале указываемого Промыслом Божиим пути десницы Иоанна Предтечи повествует в “Житиях Святых” великий сербский богослов архимандрит Иустин (Попович).

После того, как беззаконный царь Ирод неправедно казнил Святого Иоанна, Предтечу и Крестителя Господня, его честное тело было погребено учениками близ могилы святого пророка Елисея в знаменитом самарийском городе Севастии. В этом же городе был кровавый пир Иродов и распутные пляски дочери Иродиады.

Святой евангелист Лука обошел многие земли и города, проповедуя Христа. Однажды он оказался в Севастии. Отправляясь оттуда на свою родину в Антиохию, он пожелал взять и перенести туда тело Святого Предтечи Иоанна Крестителя, которое было нетленным и цельным. Но жители Севастии, почитавшие и бережно охранявшие мощи, не позволили ему этого. Поэтому святой евангелист Лука взял только часть этого святого тела — правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос, и унес ее с собой в свой город Антиохию. Ею как бесценным даром святой Апостол одарил свой город за воспитание, в нем полученное. С той поры антиохийские христиане с благоговением хранили святую руку Крестителя. И творились ею великие чудеса.

Много времени миновало и многие цари правили, и стал царствовать Юлиан законопреступник, публично от Христа отрекшийся. Стал он идолам поклоняться, и Церковь Божию стал преследовать с той же жестокостью, с которой и раньше ее преследовали.

Преследовал он не только живых людей, в Христа верующих, но и на мертвых бесчеловечно обрушился. Мощи святых, ранее пострадавших, извлекал из могил и предавал огню, а храмы Божии и всевозможные святыни превращал в пепел. Итак, отправился он однажды в Антиохию, чтобы принести жертвы языческие нечестивому богу своему Апполону в предместье Дафны, да чтобы и там преследовать христиан и сжечь все их тамошние святыни. Но, услышав об этом, антиохийцы тайком спрятали святую руку Крестителеву в одной из городских башен, называвшейся Гония, чтобы правитель не обесчестил ее и не сжег.

Прибыв в Антиохию, гонитель многие безбожности, беззакония и насилия учинил. Но руку Крестителя он не нашел, как ни старался ее отыскать. А посему послал он людей в город Севастию, где почивало тело Крестителево, без головы и руки, с тем, чтобы могилу и храм его огню предать. Так и случилось, согласно тому, что писали Никифор и Кедрин (Никифор Каллист — церковный историк, монах Софийского монастыря в Царьграде; скончался около 1350 г.; Кедрин — также известный церковный историк, живший в конце XI или в начале XII века). Но блаженный Симеон Метафраст пишет, с другой стороны, что не Крестителя, а чье-то другое, подложенное тело было сожжено. Ибо, говорит Метафраст, патриарх Иерусалимский, заранее узнав о приказе, отданном гонителем, украдкой извлек из могилы мощи Крестителя и послал их в Александрию на сохранение, а на их место положил кости какого-то мертвеца, которые и были уничтожены вместо мощей Крестителя, вместе с могилой и храмом его.

Немного времени спустя умер от тяжких ран, полученных в сражении с персами беззаконный царь Юлиан со словами: “Ты победил меня, Галилеянин!”. И благочестие опять восторжествовало. Руку Предтечи вынесли из башни, где она была спрятана. И христиане почитали ее, и творились ею, как и прежде, чудеса. Поведаем об одном из них.

Чудо о змие

В окрестностях Антиохии обитала огромная и страшная змея, которую тамошние эллины, язычники, почитали своим божеством. И каждый год приносили ей в жертву по одному человеку. Вот как происходило жертвоприношение: отбирали к этому случаю особо подобранную целомудренную девицу и отдавали змее на съедение, а народ наблюдал это зрелище с трибун, возведенных недалеко от пещеры змеиной.

Случилось так, что в каком-то году жребий пал на одного гражданина, который был христианином, и должен был он отдать дочь свою в жертву. Много пролил он слез, молясь Богу и святому Его Крестителю, чтоб избавили дочь его от горькой участи. И чем ближе подходил богоненавистный праздник змеиный, отец все больше плакал и рыдал, взывая к Богу и Святому Иоанну Крестителю.

И пришел он однажды в храм, где хранилась рука Крестителя и упросил пономаря допустить его внутрь, чтобы поклониться честной и святой руке. Делал он это с тайным умыслом и потому взял с собой много золотых. Когда он в храме бил поклоны перед святой рукой, золотые, якобы случайно, просыпались у него из-за пазухи, а пономарь, будучи сребролюбивым, стал их старательно собирать. Пока он это делал, христианин, целуя руку Крестителя, украдкой откусил часть мизинца, спрятал его, и, помолившись вдоволь, покинул храм, так как получил то, что хотел.

И вот пришел тот черный день, в который должны были отдать невинную девицу в жертву, и собрался народ смотреть. В определенный час появился и отец с дочерью своей, а сердце его было исполнено молитв к Богу и надежды на Бога. И вот — выползает из своей пещеры страшная змея, шипя разинутой пастью. И направляется она к своей жертве, готовая проглотить ее, но отец все не отходит от дочери своей и призывает Всевидящего Спасителя Христа Бога и Его Крестителя. Когда же змея приблизилась и разинула пасть, что было мочи, отец девицы забросил туда часть святого пальца Крестителя, и змея тотчас упала мертвой.

Так невинная девица спаслась от верной смерти, за что отец со слезами на глазах громко благодарил Спасителя и Его Святого Предтечу, рассказывая народу о его преславном и чудесном деянии.

Собравшийся народ, увидев змею мертвой, а девушку живой и хвалящей вместе с отцом Бога, поначалу весьма удивился такому неописуемому чуду, а потом люди стали радоваться и единодушно восславлять Единственного истинного Бога, который призирает с небес на всех смиренных на земле.

Народ стал веселиться, потому что это явленное чудо было праздником для всех антиохийцев, и великое множество язычников, уверовавших во Христа, присоединилось к христианам. На месте же, где произошло невиданное чудо, воздвигли огромную великолепную церковь в честь Святого Иоанна Крестителя.

Спасение из плена

Десная рука Иоанна Крестителя

Десная рука Иоанна Крестителя

Каждый год десницу Иоанна Предтечи в Крещенский сочельник архиерей поднимал над молящимися. И рука в одни годы распрямлялась, а в другие годы сжималась, таким образом предсказывая урожайный или неурожайный год. Когда рука распрямлялась, тогда нивы, виноградники, огороды и фруктовые сады давали плоды в изобилии. Когда же она сжималась, был неурожай и наступал голод.

А когда за грехи человеческие нахлынули агаряне, захватив Антиохию и все ее земли и стали править ими, эта бесценная реликвия, честная рука Святого Иоанна Крестителя попала к ним, точно в плен. Все благочестивые христианские цари прилагали огромные усилия, чтоб ее высвободить от агарян и переправить в престольный город, но не удалось им осуществить этого. Не смогли они ни залогом выкупить, ни иным способом заполучить реликвию. Только в царствование Багрянородного Константина VII и Романа (совместно правили с 920 по 944 г.) этот бесценный дар, дороже всех благ мiра сего, был получен следующим образом. Какому-то диакону из Антиохии, по имени Иову, осененному Господом, пришла в голову мысль о том, что святую руку Крестителя надо унести из государства агарянского в землю христианскую, к набожному народу. Так как рука хранилась в прекрасном антиохийском храме Святого Апостола Петра, Иов стал служить при церкви и сделался другом хранителя церковной ризницы, чтобы осуществить свой план. Много раз он даже пытался склонить его помочь ему в этом предприятии, но тот не соглашался. Увидев, что иначе никак ему не удастся осуществить свой план, Иов как-то приготовил обильный ужин и угостил им хранителя ризницы. Когда тот, вволю наевшись и напившись, крепко уснул, Иов украдкой вошел в церковь, из ларца для мощей взял руку Крестителя и спрятал ее у себя. Когда на следующий день ризничий проснулся, Иов уже покинул Антиохию и, с честной рукой при себе, поспешал к границам христианского царства, с опасением, что антиохийские языческие власти обнаружат пропажу и пошлют за ним погоню.

Но, хранимый господом и молитвами Святого Крестителя, Иов вскоре прибыл в царство христианское цел и невредим. Прибыв в Халкидон он предал огласке тайну свою и показал верующим бесценное сокровище, из Антиохии им принесенное. Сразу же об этом оповестили благочестивых царей, которые, услышав о доброй вести, исполнились неописуемой радости и тотчас же отправили свою царскую ладью со Святейшим патриархом и несколькими знатными сенаторами в Халкидон, чтобы привезти на ней честную руку Крестителя в царский град. Когда ладья с Патриархом, несущим святую руку, причаливала к берегам города, весь народ собрался и цари вышли торжественно навстречу, так как для всех жителей Царьграда это была встреча с самим Крестителем, невидимо спустившимся с Небес. Оказав все почести святой руке, ее со свечами и кадильницами принесли в церковь, которая находилась в царском дворце. Это событие произошло накануне церковного праздника Богоявления, в Водоосвящение. Отпраздновали этот праздник, а затем и Собор Предтечи и Крестителя Божия Иоанна с великой радостью и во славу Самого во Троице Бога, Которого все восславляем и Которому все поклоняемся во веки. Аминь. (“Светигора”, образник веры, культуры и воспитания. Издание Черногорско — Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Июль 1994 г.).

Случилось это событие в 994 г. И почти пять веков рука Крестителя пребывала в Константинополе — столице православной империи.

В Царьграде

Столица православного царства имела много великих святынь, среди которых одной из главных была десная рука Крестителя Господня. Во время празднования Рождества Св. Иоанна Предтечи, Патриарх выносил ее на амвон и показывал народу. Поначалу она находилась в церкви Богородицы Фарской, в царском дворце, а потом русские паломники в конце XIV в. и начале XV в. видели ее в монастыре Богородицы Перивлептос, а последним пристанищем десницы Крестителя в Царьграде была, судя по всему, сама Великая Церковь Спасителя — Святая София, где ее видел некий паломник незадолго до распада Восточной Римской империи примерно в 1424 году.

Святая София претерпела поругания и от крестоносцев, которые в 1204 г. посадили на ее святой престол блудницу. В тот момент рука Святого Иоанна Предтечи была унесена в Никею, в которой находились и царь с патриархом, о чем говорит тот факт, что она не попала в руки крестоносцев, которые ограбили и увезли практически все святыни Константинополя. Кроме того, патриарх один палец ее отдал в благословение новой церкви Св. Саввы Сербского, о чем речь пойдет позже.

После того, как Константинополь в 1453 г. подпал под турецкое владычество и Св. София была превращена в мечеть, рука Крестителя продолжала оставаться в Святой Софии.

Когда же, как пишет в своем обширном Месяцеслове Епископ Банатский Хризостом, у султана Баязида II (сына Махмута II Завоевателя, правил 1481-1512) возникла “потребность склонить к себе духом рыцарей острова Родос, в знак дружелюбного к ним отношения он послал магистру их Ордена десницу Св. Иоанна Крестителя”. Но мир рыцарей с турками длился недолго, несмотря на всяческие подарки. Уже в 1522 г. турки покорили Родос, так что рыцари вынуждены были покинуть этот остров и избрать своей резиденцией Мальту, куда перевезли также многие святыни: часть Животворящего Креста Господня, которым великого магистра ордена одарил Людовик ХII, меч Людовика IX “Святого” — предводителя IV крестового похода, а также Филермскую икону Божией Матери. С тех пор судьба десной руки Св. Иоанна Предтечи стала неразрывно связана с Частью Креста Господня и иконой Божией Матери, написанной Св. Евангелистом Лукой.

К тому времени на деснице уже недоставало двух пальцев. Один из них видел еще в 1200 г. Антоний Новгородский в соборном храме Святого Иоанна Предтечи в Студитском монастыре. Судя по всему, этот палец хранится ныне в ларце, изготовленном в виде правой руки, в музее турецкого и исламского искусства в Царьграде. На крышке ларца есть греческая надпись: “Сие есть рука Иоанна Крестителя” и “Се — агнец Божий”. Ученый Лазар Миркович пишет: “на тыльной стороне кистеобразного ларца находится квадратное отверстие размером в 3-4 см, с крышкой. Если поднять крышку, то видна будет кость руки, которую можно целовать”.

Другой ларец, хранящийся в Сиене, связан с именем великого святителя Саввы, архиепи-скопа Сербского. В этом ларце хранится другой палец от десной руки Крестителя, который получил только что возведенный в сан архиепископа новооснованной Сербской Поместной Церкви Св. Савва. Он принес эту святыню на Сербскую землю как благословение патриарха Германа и царя Феодора I Ласкариса и положил ее в Жичский монастырь. Несколько столетий спустя уже вся десница Крестителя явится, чтобы благословить Сербию, которая после гибели Русского царства станет второй родиной для многих русских изгнанников. Но об этом речь впереди.

Дальнейшая судьба пальца такова: он хранился в Печской Патриархии, когда в нее переместили архиепископский престол, вплоть до гибели Византийского и Сербского царств. После смерти своего супруга деспота (так называли монархов в средневековой Сербии) Лазара Баранковича в 1458 г. Елена Палеолог увезла ларец с мощами в Морею и отдала его своему отцу, Фоме Палеологу. После того, как его, родного брата последнего римского императора Константина XI Драгаша, турки прогнали с престола, он в 1461 г. убежал в Италию, под защиту папы Пия XI. Его он одарил этой святыней, которую папа, будучи родом из Сиены, подарил тамошнему храму св. Марии. Паломники видели святыню в этом храме в 30-х годах нашего века, но утверждали, что святыня является недоступной, так как ключ от ларца, в котором она находится, есть только у архиепископа, градоначальника и еще у одного гражданина Сиены, и что выносят ее только в день Святой Троицы. Интересна надпись на ларце, которую удалось расшифровать паломникам. Сделана она на сербско-славянском языке и гласит: “Десница Иоанна Предтечи, помяни меня, Савву, архиепископа Сербского”.

© Виктор Васильев

 • Вместо предисловия | О православном почитании святынь
• Десница Крестителя. Иордан | Чудо о змие | Спасение из плена | В Царьграде
• Животворящее древо Креста Господня. Голгофа | «Сим победишь» | Обретение Честного Креста святою Еленою | Возвращение Креста Господня из Персии | Дальнейшая история Креста Господня
• Благословение Богоматери. Филермская икона | Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы | Путь святой иконы
• Мальта, Россия, Сербия. Рыцарство и революция | Благословение царствующему дому | Святыни в Гатчине | Вдовствующая императрица | На братской Сербской земле
• Празднование святыням в Гатчине

Просмотры (73)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *