В 2022 году исполнилось 170 лет со дня освящения Гатчинского (ныне кафедрального) собора св. апостола Павла. Собор, заложенный на месте, которое лично выбрал император Николай I, строился шесть лет на средства, отпущенные из государственного казначейства.[1] Уникальность собора подчёркивалась его посвящением одному апостолу Павлу, а не как обычно, двум святым первоверховным апостолам. Этот факт указывает на то, что храм строился в память об отце императора Николая – основателе Гатчины императоре Павле в преддверии 50-летия его мученической кончины. Малые приделы собора также были посвящены небесным покровителям супруги и детям убиенного императора: северный – был освящён в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, а южный – в честь святых царей Константина и Елены. Иконы в иконостасе также изображали святых покровителей членов венценосной семьи. Когда собор был уже закончен, император Николай Павлович захотел также увековечить в нём имена сподвижников своего отца – офицеров Гатчинских войск, нёсших при нём службу. По его повелению на северной и южной стенах были помещены бронзовые вызолоченные доски с их именами.[2]
«По освящении собора, обыватели, – пишет первый настоятель храма протоиерей Владимир Славинский[3], – и в числе их, мещанин Никита Миронов, благодаря Императора за устроение собора, просили его, чтобы св. мощи десныя руки Иоанна Предтечи, привезённые из Гатчины в церковь Зимнего дворца были навсегда перевезены в Гатчинский собор». Государь рассудил иначе, но не только не оставил гатчинцев без духовного утешения, но дал новую жизнь празднику, учреждённому императором Павлом, когда день пренесения из Мальты в Гатчину трёх великих святынь христианства – Части Древа Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и Десной руки св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна стал церковным праздником.
По указу Св. Синода (от 12 ноября 1799 г. за № 2663) положено было праздновать пренесение святынь с 12 по 22 октября. В указе предписывалось, чтобы «отправлено было благодарственное Господу Богу молебствие в городских церквах в тот самый день, буде успеть можно, а в селах – в воскресный или праздничный, а дабы сие знаменитое происшествие незабвенно осталось на времена будущие, то в память оного, каждогодно в 22 день октября, к празднованию в честь святыя иконы Божией Матери Казанския, прилагать празднование и св. Иоанну Крестителю Господню».[4]
О том, как появился этот праздник на русской земле следует сказать особо.
Напомним вкратце историю этих величайших святынь и обстоятельства их пребывания в России до 1919 года.
Святыни эти на протяжении веков принадлежали рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского и достались им в разное время и при различных обстоятельствах. Ещё во время пребывания в Иерусалиме Орден получил часть Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.
Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоёванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Здесь, на территории древнего поселения Ялиса на горе Филеримос, ими была построена для иконы Богородицы церковь, после чего сама икона стала именоваться Филермской. Мужество иоаннитов и их непреклонность привели к тому, что в 1484 г. турецкий султан Баязид II, не желая ссориться с рыцарями, у которых в это время находился его конкурент и претендент на турецкий престол (его младший брат принц Зизим), передал в дар Ордену правую руку покровителя Ордена – св. Иоанна Крестителя. Но уже в 1522 году после кровопролитной обороны острова, рыцарям пришлось на почетных условиях покинуть Родос и через несколько лет жизни на Кипре обосноваться на Мальте. Здесь их пребывание продолжалось вплоть до того времени, когда фрацузский генерал Бонапарт, направляясь в Египет, без особого труда взял капитулировавшую Мальту.
Бонапарт позволил рыцарям забрать святыни, предварительно ограбив драгоценные ризы, которыми были украшены реликвии.
В 1798 г. иоанниты избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.
Император Павел повелел сделать для святынь золотые ковчеги и ризу для иконы Богородицы, украшенные драгоценными камнями.
Приведём, для примера, описание ризы Филермской иконы, изготовленной по повелению Государя: «Оклад золотой, в золотой же рамочке, по углам 4 литых херувимские головки… Венец золотой убран в два ряда бриллиантами, из-под коего видны углы Мальтийского Креста, на венце 9 красных яхонтов с бриллиантовыми головками, между ними 16 больших и малых бриллиантовых цветочков, и в концах 2 бриллианта. Подбородок убран в два ряда бриллиантами, в середине их четыре синие яхонта, осыпанные бриллиантами и 3 больших бриллианта, ниже 7 висячих сверленых синих яхонта с бриллиантовыми головками, от подбородка до рамочки внизу две бриллиантовые нитки». Не менее богато украсил император Павел и золотые ковчеги с частью Древа Креста Господня и Десной рукой Крестителя Господня Иоанна.
А церковное празднование святыням было установлено в память их привоза в Гатчину в 1799 году на бракосочетание великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридериком, которое состоялось 12 октября (ст.ст.) в церкви Гатчинского дворца.
Явление вселенских святынь именно в этот день, когда на бракосочетании присутствовали представители европейских дворов, видимо, имело большое значение: Император Павел хотел показать всей Европе, что он является наследником православных правителей, которым эти святыни некогда принадлежали, и главой Третьего Рима как вселенского защитника христианства.
Уже в 1800 году была составлена служба в честь пренесения святынь из Мальты в Гатчину, и этот день стал отмечаться в церковном календаре.
В том же году, 9 декабря, император Павел Петрович повелел перевезти святыни в церковь Спаса Нерукотворенного образа Зимнего дворца, откуда, уже по повелению его сына, императора Николая Павловича, их стали с 1852 г. ежегодно привозить в Гатчину для поклонения в канун праздника. Тогда же и был установлен исторический крестный ход из церкви Гатчинского дворца во вновь построенный Павловский собор.
Начиная с построения Павловского собора в 1952 году праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину был одним из самых любимых праздников православных гатчинцев.
Представление о том, насколько торжественно проходил этот праздник даёт, например, эта заметка из газеты «Гатчинская неделя» за 1913 год: «14 октября в 3 ч. дня в Гатчину на поклонение св. Мощам пришли 5 крестных ходов из Сиверской, Рождествена, Выры, Орлино, Ящеры. На встречу им из собора вышел крестный ход трезвенников с священником о. Шотовским. Пришедшие богомольцы отстояли всенощную, которую торжественно служил Преосвященный Вениамин, епископ Гдовский с 13 священниками и 9 диаконами. На другой день 15 октября после ранней обедни все крестные ходы таким же порядком ушли в обратный путь. Мощи будут пребывать в Гатчине до 11 ноября».
Теперь самое время вернуться к истокам, то есть, к прошению гатчинских обывателей во главе с мещанином Никитой Мироновым…
Поскольку Император не присутствовал на освящении собора, трудно сказать, каким образом ему было представлено ходатайство гатчинских жителей. Тем не менее, уже 25-го июля делу был дан ход. Велено было «поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большой церкви Зимнего дворца образа Богородицы…и по сделании к написанному образу серебряного оклада наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный, по воле Государя Императора, должен быть помещён на аналой. »[5] В этом же документе сообщалось о Высочайшем повелении ежегодно 12 октября привозить святыни в Гатчину и совершать с ними крестный ход из Гатчинской придворной церкви в Павловский собор.
Так продолжалось до революции, когда дворцовая церковь была разграблена, а святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. Оттуда, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, протопресвитер придворного духовенства о. Александр Дернов привез их в Крещенский сочельник 1919 года в Гатчинский Павловский собор.
Сохранилось удостоверение от 16/29 августа 1918 года, в котором говорится: «Дано сие заведующему б. Придворным Духовенством о. протопресвитеру Александру Александровичу Дернову в том, что с благословения Святейшего Патриарха Тихона, с ним препровождаются в Петроград 2 футляра с церковными предметами, бывшие на хранении в ризнице Московского Придворного Архангельского собора».[6]
Последний Гатчинский крестный ход со святынями прошёл в 1919 году, когда поражение Северо-Западной Армии Юденича было очевидным и шла подготовка к эвакуации и отступлению. Очевидец этого события генерал и писатель П. Н. Краснов так описывал его в своём романе «Понять-простить»: «В воскресенье, 13-го октября, в соборе, по приказанию начальства, служили торжественную литургию, а после нее молебствие о даровании победы. После молебна по Гатчине пошел крестный ход. Несли мощи Иоанна Крестителя, покровителя Гатчины.
Шел дождь со снегом. Холодный ветер рвал тяжелые языки пестрых хоругвей и трепал волосы духовенства. Толпа гатчинцев шла за крестным ходом. Мрачное молчание было в толпе. Веры в победу не было. В крестном ходе и молебном пении видели безсилие воинской силы. Шли с разорванными отчаянием сердцами».
А будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелян в 1938 г.) впоследствии сообщил о том, что произошло уже после этого крестного хода в письме Патриарху Тихону от 6 октября 1920 г.
А произошло следующее. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, в собор пришел настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский Исидор) в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию…[7] Этими святынями были часть Древа Креста Господня, Десница святого Иоанна Предтечи и Филермская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Богородицы.
Ничего необычного в этом поступке настоятеля не было. Он прекрасно понимал, что святыни, скорее всего, после прихода красных будут реквизированы, их драгоценные ризы пойдут на продажу, а реликвии, в лучшем случае, поместят в антирелигиозный музей или попросту уничтожат в рамках начавшейся борьбы с мощами святых…
Какое-то время реликвии пребывали в Эстонии, после чего были тайно переправлены вдовствующей императрице Марии Феодоровне, поскольку являлись собственностью Императорского дома. В таком статусе они впоследствии были переданы и югославскому королю Александру на хранение. Во время войны они были укрыты в черногорском Острожском монастыре, а в начале 1950-х годов найдены спецслужбами Югославии и помещены в хранилище, где с Филермской иконы «исчезли» самый крупный сапфир с ризы и часть других украшений.
Икона так и не была передана церкви, а помещена в местный исторический музей. А Десная рука св. Иоанна Крестителя и часть древа Животворящего Креста Господня в начале 1990-х гг. были возвращены Церкви и находятся в монастыре древней столицы Черногории на Цетинье.
Интересен тот факт, что представители Мальтийского ордена, которые продолжают считать святыни своими, в 1990-х годах вели переговоры с президентом Черногории Момиром Булатовичем, предлагая за Десную руку Крестителя 150 миллионов долларов, что тогда превышало годовой бюджет Черногории. Несмотря на трудное материальное положение страны, президент после беседы с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием, который раскрыл перед ним величайшую духовную ценность святыни, от сделки отказался.
После того как святыни покинули Россию, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелян в 1938 г.) с любовью вышил ризы, которыми украсил фотографические изображения Филермской иконы и Десницы Иоанна Крестителя. Они сохранились и по сей день.
После войны настоятель храма протоиерей Петр Белавский даже восстановил крестный ход с изображениями этих святынь в день праздника из верхнего храма собора в нижний, поскольку крестные ходы на улице были тогда запрещены.[8]
Полноценный же крестный ход в честь пренесения святынь из Мальты в Гатчину из церкви Гатчинского дворца в Павловский собор был восстановлен благочинным Гатчинского округа и настоятелем собора протоиереем Владимиром Феером в 1999 году, когда праздновалось 200-летняя годовщина этого события.
А в июле 2006 года Десница Иоанна Предтечи вновь посетила Гатчину, где пребывала для поклонения верующих три дня в Павловском соборе.
[1] Столетие города Гатчины, под ред. С.Рождественского, 1896. т. 1, с.140-150
[2] РГИА. Ф. 797, оп. 24, 3 отд. 2, ед. хр. 11.
[3] Историко-статистические сведения по СПб епархии. Спб., 1884. С. 394
[4] Цит. источн. С. 395.
[5] РГИА, ф. 805, оп.1, д. 618
[6] РГИА, ф. 816, д.404. С. 110.
[7] РГИА, ф. 816, д.404. № 275.
[8] Гатчинский Павловский собор (краткая историческая справка), Ленинград, 1982 г.
Просмотры (22)