Гатчинскому Павловскому кафедральному собору – 165 лет. Очерк второй. Годы благоденствия

 

Соборная улица в конце XIX-го века

Конец 19-го и начало 20-го веков для Павловского собора были поистине годами благословенными. Вплоть до своей кончины в 1891 году его возглавлял первый настоятель протоиерей Владимир Славинский. Под его началом служили священники Николай Рождественский и Александр Вознесенский, диакон Андрей Шотовский (который станет в 1920-х годах настоятелем собора).

Памятник на могиле первого настоятеля

В 1878 году был произведен ремонт храма, при котором на сводах были изображены шесть событий из жизни Спасителя и два – из жизни Марии Магдалины и царя Константина. Следующий ремонт был произведен за счет средств Императорского Двора в 1891-1892 году и закончен уже после кончины прот. Владимира Славинского. Первый настоятель был похоронен за алтарём собора.

Конечно, поддерживать благолепие такого большого храма можно было лишь при участии прихожан и на пожертвования частных лиц. Их любовь и усердие к храму вызывают восхищение. Так, например, замечательное серебряное облачение престола в главном алтаре, весом больше пуда и стоимостью более трёх тысяч рублей, пожертвовала в 1867 году вдова чиновника А.С. Редигорская.  Она также вместе с П.Г. Белиным пожертвовала серебряные с позолоченными венцами ризы для двух местных икон главного алтаря. А  на образах Константина и Елены в правом приделе  были установлены серебряные ризы, сооружённые усердием капитана  Георгия Александровича Ганнибала, который приходился праправнуком Арапу Петра Великого. Таким образом род Пушкиных-Ганнибалов стал связан с Павловским собором.

Назовём имена ещё нескольких прихожан, украшавших собор.  Гатчинский брандмейстер С.П.Малыхин устроил за счёт своих средств две большие иконы в резных кипарисовых киотах – святого апостола Павла и архидиакона Стефана. А крестьянин Костромской губернии, Дмитрий Афиногенов, по ремеслу плотник, устроил запрестольный образ Святой Троицы в дубовой резной раме.

Всё это богатство и благолепие не дошло до наших времен, оно было разграблено или уничтожено новыми правителями России, пришедшими к власти 100 лет тому назад.

Не дошли до нас и другие церковные ценности, уничтоженные в годы безбожного лихолетья. На западных куполах собора висели девять колоколов. Самый большой из них был весом 296 пудов, следующий – 230, а потом – 126 пудов. Колокол в 296 пудов пожертвовал в 1883 году коллежский асессор Василий Тимофеевич Городилов; колокол в 230 пудов – пожертвован в 1882 году прихожанами и церковным старостой Иваном Ивановичем Будуновым.

Церковные старосты Павловского собора – тема для отдельного разговора. Сообщим о некоторых из них вкратце. Первый староста Григорий Семёнович Овчинников (1853-1862) пожертвовал на покупку церковного дома 2000 рублей серебром; староста Алексей Семёнович Соловьев, служивший 10 лет, много потрудился для благолепия храма и для сбора денег на уплату долга Большеохтинскому кладбищу.  Долг этот образовался при покупке каменного дома причта. Федор Филиппович Сорокин усовершенствовал певческий хор и, когда оставлял должность старосты, пожертвовал 900 рублей, чтобы проценты с них шли на улучшение хора.

Фрагмент генерального плана Гатчины с обозначением собора. 1862 г.

С помощью своих прихожан собор занимался и благотворительной деятельностью. Протоиерей Владимир Славинский, например, составил проект устава попечительства для вспоможения бедным, который в феврале 1866 года был утверждён митрополитом Исидором. И это не было какое-то формальное мероприятие. Уже через год на собранные деньги были открыты столовая для бедных, дневной приют для обучения детей и школа в Мариенбурге. Вскоре попечительство приобретает статус благотворительного общества. Его делами управляет комитет из девяти членов, возглавляемый настоятелем собора. Почетным попечителем был приглашён управляющий городом.

Первый почётный гражданин Гатчины, (чьим именем по прошению жителей города была названа улица, переименованная после революции в улицу Карла Маркса), генерал-лейтенант Багговут принял живейшее участие в развитии этого благородного дела. По его ходатайству общество было принято под покровительство Государыни Императрицы. Благотворительная деятельность его приобрела известность и поддержку. Уже через семь лет после своего учреждения обществом был куплен за 12000 рублей дом для приюта, в котором жили 35 детей из бедных семей. Колежский асессор Семён Алексеевич Андреев завещал свой дом для устройства богадельни, которая получила название Андреевской. Большие пожертвования, которые усердно вносили в казну общества гатчинцы, увеличили его капитал до 36000 рублей и позволили заботиться о 200 людях, как живущих в приюте и богадельне, так и о тех, кому выделялось хлебное и денежное пособие.

Здание Андреевской богадельни (старая почта)

Все это, несомненно, осуществлялось благодаря трудам первого настоятеля собора протоиерея Владимира Славинского.

После его кончины настоятелем храма стал священник Николай Судаков.

Священник церкви Петербургской Духовной семинарии Николай Судаков был перемещен к Гатчинскому собору в 1883 году. Через шесть лет он становится первым священником Всехсвятского храма на городском кладбище Гатчины.

В 1891 г. отец Николай назначается настоятелем Павловского собора. В 1895 г. он возводится в сан протоиерея.

В феврале 1904 г. протоиерей Николай был вынужден выйти на покой по болезни, скончался 16 декабря 1905 г.

Памятник на могиле протоиерея Николая Судакова на Гатчинском кладбище

За 13 лет настоятельства протоиерея Н. Судакова в жизни гатчинского прихода произошли большие события. В 1891 г. было построено 2-х этажное каменное здание церковно-приходской школы для мальчиков и девочек, состоявшей в заведовании соборного настоятеля.

Здание церковно-приходсой школы сообора

В 1895 г. о. Николай открыл в Гатчине отделение Братства Пресвятой Богородицы, устроил братский хор и хор певчих при соборе. Сам собор, простоявший уже более 40 лет, был капитально обновлен. Конец XIX в. отмечен заботой об укреплении Православия в Прибалтийском крае и об удовлетворении духовных нужд православных латышей и эстонцев как на их родине, так и за ее пределами. В Гатчине жило немало эстонцев, поэтому при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. Позднее, в 1908 г. указом Св. Синода, в городе открылся самостоятельный эстонский приход.

© Виктор Васильев

 

Просмотры (22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *